Немного о себе

Сколько себя я помню — в нашей семье всегда был фотоаппарат и мой отец вел фотолетопись нашей семьи. Так что «виновником» моего увлечения можно назвать его. А вот и  он сам на рубеже 1930 и 1931 годов. Прошу любить и жаловать!

Нарожный Юрий Григорьевич

Нарожный Юрий Григорьевич

 

Это была эпоха стеклянных пластин покрытых йодистым серебром (если правильно помню) и огромных фотоаппаратов на треноге. Некоторые их экземпляры дожили до начала 70-х. Помню как в детстве один раз меня снимал на такой аппарат древний старичок-фотограф. Потом появились компактные фотоаппараты, однако для производства пленки и фотобумаги по прежнему продолжали использовать эмульсию с серебром. Это сильно сказывалось на цене, и как следствие на доступности фото, однако давало потрясающее качество и детализацию.

Реставрация фото

1926 год. Моей бабушке Корнеевой Марии Никифоровне 16 лет.

Сегодня сканируя старое фото сделанное на «серебре» формата 6х9 вы можете получить вполне полноценный портрет на листе А6(10×15) или А5 (14,8х21), конечно предварительно проведя реставрацию и ретушь. После перехода на новые технологии с использованием желатина резко снизилась цена и повысилась доступность техники, однако и качество пострадало очень сильно.

 

 

Первым фотоаппаратом на моей памяти была советская «мыльница» — ФЭД2. Вот в точности такой:

fed

Фотоаппарат ФЭД2

Больше всего мне тогда в нем нравилась сочетание блестящих никелированных поверхностей с коричневым чехлом, сделанным из натуральной, толстой и очень приятной на ощупь кожи. Он обладал довольно светосильным объективом f2,5 и фокусным 50 мм. Кстати вполне себе современный классический «фикс-полтинник». Вот только по светосиле теперь получают лучшие результаты. Хотя конечно и тогда Карл-Цейсс производил свою замечательную продукцию, однако стоила она тогда для рядового покупателя совсем другие деньги. Ну для примера приведу пару фото сделанных на этот аппарат. Но самый главный недостаток его был в том, что никакого фотоэкспонометра у него предусмотрено не было. Поэтому надо было держать в голове все экспопары (сочетание выдержка-диафрагма), которые конечно забывались или путались. Ну и как итог — огромное количество брака.

 

Вот например классический поход на лыжах в 60-е годы сфотографированный этим аппаратом:

film526 film524

film538 film527_rev

Хочу обратить ваше внимание, что у многих лыжи имеют инвентарный номер! В те времена, если кто не знает была широко распространена сеть прокатов. Там можно было взять практически все что угодно. От пишущих машинок, холодильников и пылесосов, до самых обыденных вещей. Так вот лыжи и  ботинки тоже брали на прокат! Зачем покупать, а затем мучатся думая куда же их запихнуть в малогабаритной квартире, когда можно взять за копейки на один день и потом сдать обратно!!! Помните корову из Простоквашино которую тоже взяли напрокат? Как видите в любой шутке есть доля правды…

И еще одна эпохальная вещь висит на шее моего дядьки — ТРАНЗИСТОРНЫЙ ПРИЕМНИК! Это было наше все! Добравшись до места стоянки, приемник вешался на почетное место, на каком-нибудь высоком сучке (чтобы не сбили ненароком) и включался во всю его транзисторную мочь! Красота! :)))
Ну и вот еще одно фото сделанное на ФЭД, но уже  со мной. Это была наша фотостудия. Отличное освещение, хороший задний план, ну и просто уютное место. Самые лучшие наши фото были сделаны здесь!

Мы с Папой на балконе

Мы с Папой на балконе

В начале 70-х (точнее не помню) отец приобрел новинку советской промышленности — фотоаппарат ЗЕНИТ, да еще со встроенным экспонометром! Вот на нем я и учился делать свои первые фотографии.

Фотоаппарат ЗЕНИТ-Е

Фотоаппарат ЗЕНИТ-Е

Вставлял пленку в кассеты заворачивая руки в рукава зимнего пальто, и на ощупь вставляя кончик пленки в такую непослушную катушку… Проявлял пленку в фотобачке, а затем запершись в ванной и занавесив в ней единственное окно, установив фотоувеличитель на специальную доску и расставив лотки с заранее разведенными проявителем и фиксажем, при свете красного фонаря мы начинали печатать фото…

Фотоувеличитель

Фотоувеличитель

Красный фонарь

Красный фонарь

Фотобачок

Фотобачок

Глянцеватель

Глянцеватель

 

 

Потом полученные фото накладывали на пластины глянцевателя, который нагреваясь придавал поверхности фото, как вы уже наверное догадались, глянцевую поверхность.

Как говорится: «Почувствуйте разницу!» Из поездки мы обычно привозили 5-6 отснятых пленок. А в одной катушке — всего 36 кадров! Итого за неделю 180 — 210 фотографий и из них процентов 30 брака (а то и больше)!!!

 

Ну а потом начались 90-е и мне резко стало не до фотографии, хотя конечно теперь очень жаль. И вновь к фото я вернулся уже только в начале двухтысячных.

Начало 90-х было таким бурным, что сейчас трудно представить как в такой небольшой промежуток времени столько всего уместилось! На рынок выплеснулась волна европейского и азиатского ширпотреба который казался нам верхом совершенства после голодного советского периода.

На самом деле нам предлагали дешевку, но и на нее надо было еще накопить…

Появление пленочных мыльниц с отвратительной оптикой для меня было СОБЫТИЕ! Полностью автоматический процесс съемки создал иллюзию что дальше и композиция и свет будут получаться сами, ну или одно фото из сотни уж точно выйдет как надо!

Увы, увы! Даже там где было и правильное освещение и интересная композиция — отвратная оптика загубила все.

Потом были аппараты Polaroid. Они вообще воспринимались как некоторое волшебство! Щелк, и выезжает готовое фото, которое почти сразу можно посмотреть! Это был такой ВАУ-эффект! Только со временем стало понятно, что выгорает фото очень быстро и восстановлению практически не подлежит. Как смешно смотрятся из сегодня наши вчерашние восторги!

Поэтому когда я прочитал про цифровые фотоаппараты — я понял что это мое!

 

С этого момента для меня началась эра цифровой фотографии. И эту историю я описываю здесь.